Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

Мы не могли не занести село Владимирское в список локаций, обязательных для творческого исследования. Место небезызвестное — рядом озеро Светлояр, окутанное легендами, мифами и догадками. Для одних оно стало местом силы и духовным магнитом, для других — уголком, где просто хорошо, и не так важно, какая из версий легенды о затонувшем граде Китеже верна и был ли он на самом деле.

Сила и уникальность этой местности кроется не только в озере, но и в людях — по-хорошему неспокойных, увлечённых и идейно наполненных. Цель каждой поездки — познакомиться с этими людьми, их стремлениями и понять, что такое «культура быть личностью».

В этот раз мы заглянули в музеи.

Вообще, музей в селе звучит необычно, но для этой местности это скорее культурная обязанность и необходимость — сохранять локальную культуру и истоки самобытности, оберегая и преумножая их через переосмысление. Всё это не лежит на поверхности, традиции и самобытность требуют внимательного и трепетного отношения. Важно не навредить невежеством, не исказить, ведь что-то и вовсе находится на грани забвения, рискуя навсегда потерять культурный след.

Важно — вовремя удержать, переосмыслить и сохранить.
Всё это — нравственная ответственность людей.

К счастью, здесь достаточно тех, чья самобытность и энтузиазм оживляют и поддерживают эту культуру. Люди здесь внимательны к культуре и слову: детские сказки Афоньшина, стихи местных авторов, роспись раскатских сундуков, традиции приготовления Владимирского Кренделя.
К слову, вся эта история о человеческой преданности своему краю и силе энтузиазма, на переплетении которых держится, пожалуй, всё.



 

Музей Керамики «Град Светлый»

Пройти мимо, не засмотревшись на фасад, вряд ли удастся. Само здание напоминает теремок, украшенный керамическими изделиями ручной работы. Вопреки мысли о том, что музей керамики, вероятно, — отражение быта — чашки, плошки и горшки, это иллюзорное представление сменяется детским восторгом и любопытством.

Перила деревянной лестницы, стены, дверь — всё украшено волшебными керамическими творениями: объемное панно, собранное из обожжённых фрагментов, соединённых в общую картину, резные фигуры.

Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

На охране сказочного терема — примечательный пес породы хаски с глазами цвета чистой голубой керамической глазури.

Сюжет № 2│Музеи — живая история

«Град Светлый» — творческое детище, ремесло и смысл жизни Людмилы Николаевны Жебель. 
В село Владимирское она переехала из Прибалтики. В 1997 году основала музей в здании, которому более 150 лет. В музее три зала. Только на создание первого зала ушло 2 года. Здесь представлены работы, собравшиеся за 15 лет совместного труда и вдохновения Людмилы Николаевны и её сына Мартина — талантливого мастера гончарного дела.

Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

Некогда бывшая земская школа — место, ставшее домом для более 150 круглых сирот, которых эвакуировали именно сюда в годы блокадного Ленинграда. Сложно поверить, что когда-то вместо пространства красоты и вдохновения здесь господствовала пустота и разруха: разваленный фундамент, летающие под потолком голуби, печь, забитая макулатурой — никакого намека на то, что когда-то это здание станет живым и светлым царством красоты ручного труда. Но велика сила человеческого энтузиазма.

Наш музей особенный — это синтез культур, где каждое творение впитывает в себя историю, как глина впитывает тепло огня при обжиге

Л.Н. Жебель

Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

Керамика — самое древнее искусство на планете, через неё можно прочитать всю историю Земли и древних цивилизаций. Наши залы выстроены так, чтобы провести этот путь: от истоков славянской мифологии до современного искусства керамики. Здесь, в глине, оживают образы, некогда зашифрованные в сказках, мифах и легендах.

Л. Н. Жебель 

Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

Я педагог и уже более 45 лет работаю с детьми. Моя задача — с самого детства воспитывать в человеке чувство красоты, проводя его через мир искусства, сказок, мифов и легенд.

Л. Н. Жебель

Философия этого места проста и велика одновременно: красота спасёт мир. И среди изящных керамических изделий она сама кажется ожившей керамической фигуркой— хрупкой на вид, но полной внутренней силы созидания. Каждое изделие — результат внимательной, бережной работы рук, где каждый штрих и поворот формы несут в себе тепло души мастера. Её дар — это не просто умение работать с материалом, а способность превращать целостную картину мира, отраженную в сказках и мифах в осязаемую форму. Здесь каждая идея, каждая мысль проходит путь от замысла до воплощения, где смысл обретает фактуру, а фактура — смысл.

Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

Историко-художественный музей «Китеж»

Ещё одна важная составляющая историко-культурного ландшафта этой местности. С ней нас с теплотой познакомила Наталья Владимировна Аблясова — человек, который, однажды оказавшись здесь, почувствовала, что она дома.

Сюжет № 2│Музеи — живая история

Наталья Владимировна пришла в музей в момент жизненных перемен, на только что появившуюся ставку «главного хранителя» музея. В этом прослеживается особый символизм. В ее случае «хранитель» — это скорее предназначение, чем должность. Избирательна к слову: за каждым важно видеть подлинный смысл и называть вещи своими именами, трепетна к истории и к людям, к «родникам», которые и составляют богатство земли — это ее прочное внутреннее убеждение, теплотой и мудростью которого она делится с каждым.

Историко-художественный музей «Китеж» посвящен богатой истории села и загадочного озера. В одном зале собраны уникальные материалы экспедиций, исследующих Светлояр, а также представлены художественные образы озера, которые раскрывают его таинственную атмосферу. Отдельный зал музея погружает в быт жителей прежних времён, предлагая увидеть их повседневную жизнь через призму традиций, ремёсел и утвари. Музей — крепкий мост между прошлым и настоящим, позволяющий глубже понять культуру и наследие села.

Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

Для меня наш музей важен. Здесь можно окунуться в атмосферу прошлого, понять, чем жили люди этой земли раньше, чем живём сейчас, задуматься, что останется после нас следующим поколениям. А как это можно понять? Узнав историю этого края, узнав о людях, которыми гордится эта земля. Неотъемлемой и самой главной нотой музея является Легенда о Граде Китеже; отражение темы праведной земли в русской культуре и культуре других народов мира: это и слово, это и музыка, это и живопись…   

Н.В. Аблясова

Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история
Сюжет № 2│Музеи — живая история

В городах много нарисованного и напускного. Душевность теряется в постоянной гонке сиюминутными потребностями. Человек зачастую окружён мыслями-однодневками. Это подменяет настоящую жизнь.
Душа России — в деревне, в родниках, в широте простора, в тишине и разговоре с природой. Светлояр — это место, где можно взглянуть внутрь себя, почувствовать связь с чем-то глубоким и вечным. Нам часто не хватает этого в городах: остановиться, посмотреть внутрь себя, понять, куда я иду, правильно ли поступаю. Природа помогает всмотреться в себя, осознать — кто я.  

Проект «12 историй Двора» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Текст: Александра Лосева 
Фото: Владимир Вершинин

12 историй Двора