На этот раз мы приехали не в деревню, а в маленький волжский город — Лысково.
В пути нас очаровал кинематографичный вид из окна автобуса: стелющееся вдоль дороги холмогорье мшисто-соломенного цвета — череда холмов разной высоты и формы, освещённых первыми смелыми солнечными лучами, пробивающимися сквозь проталины серебристых облаков. Редкий раз встречались высохшие деревья странной формы, характерной для фильмов про Африку.
Лысково — город на Волге. Исторический сосед Макарьева, раскинувшийся напротив, по другую сторону великой реки. В нём — что-то от Суздаля: тишина, особая собранность, храмы и церкви, проступающие в городском ландшафте. Немного от Костромы и Ярославля — в деревянных домах и в ощущении неспешного, неторопливого течения жизни. Но всё это — лишь лёгкие отголоски схожести.
Лысково — неповторимый, камерный город с открытой к Волге душой.
Мы приехали в гости к человеку, который умеет жить честно — по отношению к себе, к своему ремеслу, ко времени, в котором он оказался. Про таких обычно говорят: «человек старой закалки». И в этих словах нет ни тени упрёка — только уважение, благодарность за верность себе и своему делу. Человек другой эпохи — людей таких высоких и твёрдых морально-нравственных качеств осталось не так много.
Леонид Евгеньевич Бобылёв
Он принял нас в мастерской в районном центре ремёсел и туризма «Рассвет». Почти полвека он занимается возрождением ремесленной культуры в Лысково. Художник — живописец по образованию, окончил художественно-графический факультет в Костромском государственном университете имени Н. А. Некрасова. Специалист широкого профиля: скульптура, обработка металла, гравировка, кузнечное и гончарное дело, обработка кожи и дерева — его интерес всегда был шире рамок одного жанра. Он и сейчас не останавливается, продолжает исследовать, мастерить, передавать знания.
Когда-то в Лыскове было 63 производства — настоящая ремесленная артерия области. Теперь остались только отголоски, и во многом они звучат благодаря Леониду Евгеньевичу. Он работает с детьми. Верит, что именно через них можно протянуть тонкую, но крепкую нить традиции в завтрашний день. В нашем герое чувствуется что-то знакомое с детства — он живое воплощение собирательного образа детских поучительных рассказов о добре, честности и житейской мудрости. Для своих подопечных он скорее добрый наставник, чем строгий учитель. Его сила — не в поучениях, а в присутствии: он заботливо направляет, опираясь на интересы и склонности, бережно раскрывая гениальность каждого, с кем работает. Его мудрость многомерна — она сложена из опыта предков, из собственных поисков и прожитых лет.
«Жизнь интересная. Когда я начал работать, я многого не знал в этом деле. Искал мастеров — через паспортный стол, ходил по домам… Мне так хотелось это все возродить. Но, может быть, я совершил преступление, я отложил свои кисти…»
Конец октября. Уже холодно, а мы — на этюды бежим. Через мост, на ту сторону Волги. Там хуторок — домишко один, рядом ещё один. Осока, ветлы — здоровенные такие… Ветер сменился, холодрыга. Руки мёрзнут, носы синие, а мы всё равно сидим, рисуем. Это не азарт был. Это — преодоление. Увидел в небе что-то — эффект, свет, оттенок — и так хочется передать. А ведь не передашь никогда. Вот в чём дело-то. Ты только подумал — только захотел схватить этот миг, а уже облака набежали, и всё, всё другое. То состояние, которое тебе нравилось, которое было — оно ушло. Но его отпечаток, вот этот след, он в сознании остаётся. И ты, помня его — небо то, свет, ту тишину — всё равно продолжаешь писать.
В моей жизни был только один случай, когда я что-то скопировал. В детстве радио у нас работало постоянно — включалось по расписанию утром и выключалось вечером. Однажды в новостях объявили конкурс детского рисунка в Москве. У нас дома было много книг по искусству. Я взял небольшую книжку художника-графика Самокиша. Он иллюстрировал классику — сильные, выразительные работы. И вот там — рисунок: зимний лес, сугробы, и по ним идёт волк. Этот рисунок меня поразил. Я поставил настольную лампу, взял перо (а раньше никогда пером не рисовал) — и один в один скопировал. Отец был мудрый человек. Молча посмотрел, запечатал работу — и мы отправили её на конкурс. Я с трепетом ждал. Ждал, когда объявят победителей. Но ничего не было. Я решил — наверное, потерялась моя работа. Прошли годы. Уже повзрослел немного. И однажды отец сказал: «Никогда не надейся на чужую энергию. Не кради. Делай всё сам.» Этих слов мне было достаточно. С тех пор, до сегодняшнего дня, я живу с этой мыслью. И детям её передаю: не надо завидовать никому. Делай своё. Своё — всегда сильнее.
В этой простой, на первый взгляд, истории скрыта огромная мудрость, открывающая глубину человеческой сущности и исключительности. Леонид Евгеньевич — человек, который прошел путь от детского подражания до зрелого осознания силы собственного «я». Он не только разделяет опыт своей жизни, но и открывает перед нами философию подлинного творца, чьи убеждения укрепляются в ходе личных испытаний. Творчество этого человека — это не просто копирование формы, а поиск глубины и смысла.
Когда берёшься за первую работу, ты почти всегда обречён на провал — и это нормально. Не цель важна, а путь к ней. Я становлюсь сильнее именно в момент преодоления. Ставлю новую цель — и уже в этом чувствую счастье. Потому что настоящее удовлетворение художнику приносит не результат, а постоянное движение вперёд, через усилие.
На основе разговора с Леонидом Евгеньевичем можно вытащить ещё пару сотен смыслов, жизненных уроков и весёлых, но поучительных историй — таких, до осознания которых нужно дорасти, чтобы по-настоящему понять всю глубину его мысли. Он удивительным образом соединяет простоту и мудрость, искренность и точность. В своих человеческих и творческих намерениях он абсолютно чист — и именно это делает его живым и по-настоящему исключительным.

Проект «12 историй Двора» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Текст: Александра Лосева
Фото: Владимир Вершинин