Большие Отары — местечко в Заветлужье Нижегородской области. Царство леса и речной простор когда-то обеспечили деревне промышленное настоящее, ну, а теперь — уже прошлое. Раньше Отары жили лесом: в чащах рубили деревья, курили смолу, жгли уголь. Река Уста, некогда лесосплавная, — самый крупный приток Ветлуги.

В настоящем известность деревне, пусть и небольшую, придаёт Музей культуры дерева им. Е. И. Яранцева. 

С историей этого места мы познакомились 27 августа 2024 года, когда медиа-журнал «Двор» только начинал свой путь. Спустя почти год мы вернулись туда снова — и теперь точно готовы рассказать эту историю вам: от своего лица, переплетая в ней голоса и интонации тех, кто уже давно стал сердцем и душой территории.

Этот сюжет длиннее предыдущих, особую роль здесь играет контекст.

Музей — это одна из форм жизни здания.



Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Лесопромышленник Яранцев

Двухэтажный особняк на центральной улице деревни построен лесопромышленником Егором Ивановичем Яранцевым в 1895 году для себя и своей семьи, чья история, к сожалению, сложилась печально. 

Родом из деревни Большие Отары, Егор Иванович Яранцев с детства оказался связан с лесом — не только по происхождению, но и по духу. Его усыновил дядя — Иван Матвеевич Яранцев, человек уважаемый и влиятельный в Поветлужье, прозванный «смолокуренным князем». Он ввёл племянника в дело, передал знания, и тот быстро освоил «лесную науку». У Егора появились собственные угодья, пристань на Усте, беляны, плоты — целый уклад. Но лес был для него не только работой. Следуя примеру приёмного отца, он открыл школу в родной деревне — выделил лес, оплатил плотников. В 1896 году школа приняла первых учеников. А спустя год Егор Иванович получил серебряный жетон — за неравнодушие к судьбам бедных деревенских детей

Тридцатые годы прошлого столетия не обошли Яранцева стороной — раскулачивание, ссылки, репрессии. В этот дом к нему приходили три раза. 

«Он каждый раз заранее готовился, выставляя все что было заработано честным трудом перед домом. Лишь бы не ломали и не крушили ничего дома. Так трижды. И каждый раз, знаете, вот так собирался с духом и продолжал жить». 

Но в конце концов дом забрали. Они с Марфой (женой) вынуждены были жить на собственном лесопильном заводе, который потом тоже был изъят. Из состоятельных крестьян они превратились в ночного сторожа и кладовщика, а потом и вовсе были сосланы в Пермскую область, откуда Егор Иванович вернулся уже один и был вынужден доживать последние дни в бане своего соседа. В 1941 году Егора Ивановича не стало, но память о нем жива по сей день, она словно держит стены этого музея. 

В послевоенные годы двухэтажный особняк, некогда принадлежавший Яранцеву, стал школой — начальной, а потом и семилеткой. И только в 2011 здание обрело новую форму жизни стало музеем культуры дерева имени Егора Ивановича Яранцева. 


Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Как раз с ней тесно связана история большой семьи Уткиных, горящих любовью к своей родной земле. 

Немного об истории семьи:

Открывать школу в 1950 году приехала Зоя Авраамовна Цымбалова, будучи семнадцатилетней девушкой, попав сюда по распределению и осталась жить в деревне Большие Отары. Вышла замуж и стала Зоей Авраамовной Уткиной. Отдала работе с местными детьми 46 лет, работала учителем математики. 

Валентина Геннадьевна Уткина тоже попала в Отары по распределению. Работала директором школы на протяжении 26 лет — сегодня она главный экскурсовод и хранительница музея. 

В этой же школе учились Наталья и Надежда Уткины (дочери Валентины Геннадьевны). 

В 2011 году по программе оптимизации в районе закрылись 4 школы. Через год от трех из них практически ничего не осталось: растащили, размородерили, где-то вообще камня на камне не осталось, как-будто ничего и не было. 

Это здание могла бы постичь та же учесть, что и другие, но нет. Сила места, счастливый случай, правильное стечение обстоятельств и искренность намерений — сложилось все. Сегодня это локальная точка притяжения, но назвать этот музей краеведческим не получается, это что-то большее и по смыслу и по содержанию. 

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

В 2011 году Алексей Борисович Гроза (на тот момент директор природного парка «Воскресенское Поветлужье») предложил создать музей в старом здании. Нашёл убедительные аргументы: особнячок пустует, история семьи Уткиных тесно связана с этим местом, есть прочный смысловой фундамент — история жизни Яранцева, портрет которого Уткиным передала его внучатая племянница. Есть и история промыслов, которые издавна кормили людей. Всё это части одного большого пазла, который в итоге сложился. Алексей предложил собрать его воедино. Так началась новая форма жизни здания. Такова сила коллективного желания.

Это не что иное, как настоящая магия. Магия труда и искренних намерений.

Музей создавали всей семьёй. Ездили в экспедиции, привозили экспонаты. Сестра Натальи — Надежда — профессиональный музеолог: она понимала, как выстроить концепцию, как расположить предметы. Биография Яранцева собиралась по крупицам — по воспоминаниям старожилов, жителей Больших Отар. Вскоре заработало сарафанное радио: порой искать информацию уже не приходилось — она находила их сама. Алексей Гроза привёз из Нижнего Новгорода талантливого парня — Илью Смолина. Он быстро стал креативным директором музея: реализовался как художник, дизайнер, человек, неравнодушный к творчеству и дереву. А позже стал и частью семьи — Надежда и Илья поженились.

Интересно, что Яранцевы и Уткины не были связаны родством. Но история удивительным образом переплела их судьбы — через этот дом и музей, ставший местом памяти и смысла.


Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Экспозиция местного музея представляет «культуру дерева» как целый пласт предметов и технологий, особых традиций, обычаев и норм поведения, связанных с добычей, обработкой и использованием древесины. 

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Философия леса

В стародавние времена лес считался священным местом у всех славянских народов. Люди признавали заповедные лесные чащи своими храмами с живыми стенами деревьев, под таинственными тенистыми сводами. И правда, в нем есть какая-то древняя ясность, которую можно почувствовать лишь сердцем. 

У русского человека в душе всегда сидит художник, прислушивающийся музыке природы. Это воспитано лесом. Воспитано тишиной, близкой сердцу каждого русского человека. Среди стволов и теней формировалось ощущение красоты, неотделимой от жизни. 

Но несмотря на крупные задатки мечтателя, русский человек всегда остаётся себе на уме — он человек хозяйственный. Зоркий взгляд его приглядывается не только к красоте, но и к пользе — к тому, из чего можно построить дом, чем натопить печь, что послужит делу. В этом нет противоречия, в этом его суть. Он умеет жить в ладу с миром, одновременно ощущая и его красоту, и его крепость.

Лес, окружавший человека с самого детства и до старости, формировал не просто определённый быт или привычки — он формировал тип мышления «человека лесного», свою философию. Лес стал частью человеческого дома, его продолжением, символом корней. Широкий размах, неизменно присущий русской душе, молчание как язык, не требующий слов, лесная гостеприимность, где не спрашивают, а принимают — всё это укоренено в богатстве народной, стихийной, глубокой души. Души, для которой природа никогда не была фоном, она была началом и, конечно, остаётся им до сих пор.

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Здесь всё сделано по любви и с любовью. Люди приходят и говорят: «Какая у вас аура… Вот прям чувствуется любовь». А я отвечаю: она здесь в прямом смысле — любовь витает в воздухе.

Екатерина Уткина 


Если рефлексировать долго и вдумчиво, после знакомства с музеем приходит осознание: лес — это не просто ландшафт, а целый мир со своей культурой. Культурой дерева, которая способна воспитать личность.

Этот музей нельзя назвать просто краеведческим. Он локальный — и в самом прямом смысле сильный: сильный с точки зрения влияния на человека. И по-другому быть не могло. Историческая значимость, искренность намерений, счастливые совпадения и переплетение судеб уже оставили свой отпечаток на этой земле.

Конечно, в этой истории задействовано куда больше людей — их энергия вложена в то, что мы видим сегодня. Но чтобы прочувствовать это по-настоящему, нужно погрузиться самостоятельно. Место благостное. И другого слова я не подберу. Если быть точной — даже не пыталась. Это первое, что откликнулось в душе и пришло в голову, когда мы оказались внутри здания.

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Важно, чтобы люди были привязаны к земле, к сохранности — тогда всё имеет смысл. Всё может исчезнуть — надолго или насовсем, если мы не будем это беречь. Хотя бы что-то… сохранить из оставшегося. Каждый раз, когда вижу эмоции людей, думаю: «Ну, хорошо, что мы есть! Кто-то о нас когда-то вспомнит. Значит, мы несем какую-то пользу». Это — моё место силы. Я не знаю… Меня просто тянет сюда. Тянет — и всё.

Валентина Геннадьевна Уткина 


12 историй Двора

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 8|Дмитрий Смирнов

История восьмая — ну просто мёд!
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 7|Вопреки привычному

История седьмая — счастливая. Не из-за числа, а из-за людей. Эта история вообще про счастье — честное и настоящее,...
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 6|Алексей Мясников

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 5|Лев Владимирович Крашенинников

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 4│Леонид Евгеньевич Бобылёв

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 3│Медвежий Угол Шариковых

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 2│Музеи — живая история

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 1│Камланье

Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 12|Волкова Дарья

Перед вами — наша последняя, двенадцатая история в рамках проекта «12 историй Двора». Как-то не верится… Было решено...
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 11|Виктория Алексеенко

Мы снова в Воскресенском округе. Именно здесь, несколько месяцев назад, мы дали старт нашему проекту — большому...
Сюжет № 9|Музей культуры дерева имени Е. И. Яранцева

Сюжет № 10|Иван Викторович Евстифеев

На этот раз — неизвестные для нас края любимой Нижегородской области. Новая точка на карте — село Борнуково. Когда-то...